Задачи ЛФК для детей с ДЦП

Восстановление двигательной активности ребенка, больного ДЦП, — это основная задача лечебной физкультуры. Во время проведения оздоровительных мероприятий учитываются возрастные особенности двигательных функций здоровых детей. По этим показателям делаются соответствующие выводы о степени отставания больного и составляется комплекс ЛФК для детей с ДЦП.

Факторы, влияющие на эффективность  реабилитации

Состояние двигательных функций пациента — это не единственный критерий, определяющий успешность реабилитации. Важное значение также имеют условия воспитания ребенка, уровень его интеллекта, развитость органов чувств и особенности характера больного. Изучив перечисленные показатели, можно наладить связь с пациентом. Ведь при задержке физического и интеллектуального развития необходимо постоянно контактировать с ребенком, иначе не удастся добиться ощутимых результатов. Поэтому для восстановления трудоспособности пациента понадобятся планомерные, длительные и систематические занятия. Кроме того, на конечном результате отразится отношение самого больного к продолжительным занятиям и его готовность к преодолению больших трудностей. Для физиотерапевта эта задача осложняется индивидуальными показателями ребенка. Ведь при одном диагнозе у больных наблюдаются разные сочетания чувствительных и двигательных отклонений.

При врожденном ДЦП и болезни, перенесенной в раннем возрасте, дети получают неправильные представления о местонахождении своих конечностей и особенностях двигательных функций. Они вынуждены самостоятельно приспосабливаться к окружающему пространству и компенсировать свои дефекты. Поэтому преодоление проблем становится невозможным без посторонней помощи.

Цели лечебной физкультуры при ДЦП

Основная задача ЛФК для детей с ДЦП — определение степени двигательных отклонений и обучение ребенка правильным позам, движениям и действиям. При этом составление программы занятий должно происходить индивидуально, с учетом особенностей воспитания и развития пациента. Также физиотерапевт принимает во внимание специфику заболевания в каждом конкретном случае. Составленный перечень физических упражнений должен: учить больного сокращению и расслаблению мышц; восстанавливать правильную схему работы мышц во время принятия поз или выполнения движений; учить зрительному контролю и мышечным ощущениям, необходимым для отслеживания правильности производимых движений и принятых поз. Эти задачи являются основой комплекса реабилитационных упражнений для детей с ДЦП. Так как у разных пациентов наблюдается большое количество сочетаний сенсорных и двигательных отклонений, врач должен быть готов к решению любых проблем. Для этого ему нужно иметь в запасе различные приемы, тактики и комплексы физических упражнений, помогающих добиться положительного результата.

По материалам книги Серафимы Александровны Бортфельд 
Издательство "Медицина" Ленинградское отделение, 1969 год